Поиск ребенка. Какими законами регулируется система?

Есть несколько документов, регулирующих работу системы устройства детей в семью, из которых Правила ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 217, непосредственно касаются взаимоотношений кандидатов и оператора банка данных.

Важно! Согласно п.10 Правил передачи детей на усыновление, утв. Постановлением Правительства № 275 ФЗ РФ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» даже если сведения о ребенке были переданы в банк данных, орган опеки и попечительства (далее ООП) по месту нахождения ребенка обязан продолжать предпринимать все усилия для подыскивания  ребенку семьи и предоставлять кандидатам сведения о нем и направления на посещения. Эта обязанность закреплена в п.10 Правил передачи детей на усыновление, утв. Постановлением Правительства № 275, а также в п. 3 ст. 5 ФЗ РФ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», который гласит:

«Предоставление сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, региональным операторам или федеральному оператору не освобождает органы опеки и попечительства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации от обязанности по устройству или организации устройства таких детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации».

Действительно, банк данных создавался не с целью освободить районные ООП от выполнения их обязанностей, а для того, чтобы расширить круг поиска кандидатов. Первичной инстанцией, где хранится дело ребенка, остается ООП по месту нахождения ребенка, которые обязаны продолжать поиски семьи для ребенка и оказывать услуги по подбору ребенка всем обратившимся кандидатам. О выдаче направления на ребенка или передаче его в семью орган опеки извещает оператора банка данных стандартным извещением, и наоборот.